Кстати, идея сделать подобный фильм пришла к Лассетеру около семи лет назад. Начнем с концепт-арта — первых набросков, которые появились на столе продюсеров и аниматоров. Вот так выглядел папа Мериды на одном из первых черновиков:
А так в какой-то момент вся их семейка:
Джон Лассетер рассказал нам, что при создании образа Мериды было важно выделить ее из ряда классических принцесс, пассивно ждущих своего принца. «Я вообще не знаю таких женщин, которых рисуют в мультиках. Моя жена не такая. Женщины-продюсеры у нас в Pixar совсем не такие. Меня всю жизнь окружали сильные и независимые женщины, — прокомментировал Лассетер. — Мы хотели, чтобы Мерида была такой же. Сильной. Но в то же время нужно было пространство для роста. Я постоянно вспоминаю, какими особенными были отношения моей сестры с матерью. Особенно в подростковом возрасте. И мы хотели, чтобы Мерида выросла у нас на глазах, чтобы она была противоположностью всем стереотипам о принцессах».
Глава Pixar продолжает: «Она ведь больше похожа на своего отца. И волосы тут стали частью повествования. Они ведь символизируют ее саму — эту дикую свободу, которой она является и которой хочет обладать всегда. И посмотрите теперь на прическу ее матери. Эти детали стали частью самой истории. Все, что вы видите в фильмах Pixar, особенно в „Храброй сердцем", работает на историю».
Природа Шотландии — отдельная песня. Чтобы лучше передать мягкость вересковых полей, например, совершенно необходимо поваляться в них самому. Вот режиссеры и валяются.
То же и со складками на пледе, в который одет отец Мериды. Особенности драпировки изучаются досконально на манекене.
Для платья рисуются выкройки, а так как оно декорировано драгоценными камнями, то игра света на каждом из них анализируется отдельно.
Говоря о том, что вдохновлялись художники самыми разными источниками, Лассетер не лукавил: пытливый глаз искушенного зрителя уже заметил сходство платья матери Мериды с костюмом актрисы Эллен Терри в картине Джона Сингера Сарджента, где она предстает в образе леди Макбет. Портрет был написан в 1889 году и сейчас находится в галерее «Тейт».
Сцены с поединком на мечах, стрельбой из лука и даже просто волосы Мериды нуждались в натурщиках.
Важное уточнение: сделать правильный мультфильм о Шотландии можно только в килте. Это подтверждают фотографии со съемок.
В поисках референсов для замка, где живет Мерида и ее семья, ребята из Pixar объездили всю Великобританию. Можно заметить, что особенно их вдохновили руины замка Даннотар, стоящего на высоком морском утесе, а также одна из главных «кинозвезд» Шотландии — замок Эйлен-Донан, который окружают озеро и горы. Смотрите сами.
Замок Даннотар
Замок Эйлен-Донан
Замок Мериды
Похожие на Стоунхендж высокие вертикально стоящие камни — менгиры — вполне реальные и до сих пор стоят в разных регионах Шотландии, в частности на островах Арран и Льюис. Их перенесли на экран практически с натуры.
Камни Калланиша на острове Льюис
Эскиз к «Храброй сердцем»
Компания Pixar даже придумала собственный рисунок тартана (шерстяная ткань с симметричным по диагонали клетчатым узором), назвала его в честь семьи Мериды — DunBroch — и зарегистрировала в Шотландском реестре тартанов. В принципе создать новый узор может любая семья или организация. Важно, что каждый цвет в плетении выбирается осознанно. В случае с тартаном Pixar (кстати, использовать этот рисунок можно только с письменного разрешения корпорации) цвета были выбраны не яркие, но насыщенные. Их даже сделали специально чуть выцветшими, чтобы соответствовать эпохе, когда ярких красителей тогда в природе не существовало.
Вот чем руководствовались дизайнеры Pixar: темно-синий цвет фона отражает в рисунке оттенки Северного моря, омывающего берега Шотландии; красный символизирует историю семьи и кровь, пролитую в битвах между кланами; глубокий зеленый отдает дань волшебной природе нагорья, где происходит действие мультфильма; голубой в центре рисунка отвечает за непрекращающуюся борьбу кланов, а серый — за стойкий дух шотландцев. Кстати, на премьере в Лос-Анджелесе Джон Лассетер щеголял в килте расцветки DunBroch и очень этим был горд.
Да, и немного о музыке. Для записи саундтрека пригласили замечательных фолковых музыкантов, среди которых Джули Фоулис, молодая шотландская певица, которая пишет и поет на гэльском языке. В фильме звучат две песни в ее исполнении, обе очень трогательные — «Touch the sky» и «Into the open air». Вот здесь можно увидеть, как записывалась в студии сама Джули, а также исполнительница Birdy вместе с группой The Mumford & Sons, записавшие композицию «Learn me right».
А вот как композитор Патрик Дойл, кстати, тоже шотландец и дважды номинант на «Оскар», следил за записью традиционного для своей родины инструмента — волынки:
И еще немного Дойла, дирижирующего оркестром: